28 июня 1973 года был введен в строй нефтепровод Самотлор — Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск. Нефтепровод ознаменовал новый этап в развитии Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.

Строительство трубы от Самотлора до Альметьевска было вызвано мощным ростом добычи нефти. Существующие нефтепроводы Шаим — Тюмень и Усть-Балык — Омск имели суммарную производительность 55 миллионов тонн в год, что не удовлетворяло потребности топливно-энергетического комплекса.

Продолжавшееся менее двух лет (с 1971 по 1973 год) возведение трубопровода шло в тяжелейших погодных условиях: в январе 1973 года ударили рекордные даже для Сибири холода. За время рекордных морозов на прокладке нефтепровода пришло в негодность 1300 единиц техники. Однако строительство не остановилось, со всей страны спецпоездами привезли новые машины и к апрелю 1973 года сдали в эксплуатацию трубопровод.

Протяженность нового нефтепровода превысила две тысячи километров. Причем, на участке между Усть-Балыком и Альметьевском строителям пришлось пройти 968 км по болотам, пересечь Уральский хребет, преодолеть около 200 водных преград, в том числе шесть крупных и 13 средних рек. Нефтепровод Самотлор—Усть-Балык—Курган—Уфа—Альметьевск уникален еще и тем, что смонтирован из нового для восьмидесятых годов вида труб диаметром 1220 мм. Фактически тюменцам пришлось уже на месте исправлять недостатки, свойственные любому недавно созданному оборудованию.

К 1976 году мощность нового нефтепровода достигла 92 млн тонн нефти в год. Самотлор — Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск стал одним из самых грандиозных проектов того времени.

Источники:

«Тюменская линия»
«Тюменская область сегодня»