художник
Marina Lebedeva: «Вот говорят — важно с кем ты общаешься. Если свежий огурец попадет в банку с солеными огурцами, он со временем просолится и станет, как они. Будешь общаться с бизнесменами — проникнешься темой и станешь бизнесменом. Такой смысл. И короче получается, что жизнь — это такая банка с огурцами, а ты в ней — пластмассовая пуговица» (с личной странички в FB)
Есть ли у вас такая работа, или такой момент, после чего вы решили, что все, я — точно художник?

Вот одного какого-то момента не было. Просто никто не сомневался, включая меня, чем же я буду заниматься. Рисовала я всегда, сколько себя помню. В моем советском детстве меня два раза — года в два и в четыре, примерно, — клали в больницу и почему-то без мамы. Я даже сбегала оттуда. Выхожу в сандаликах и платьице, а на дворе — зима. Вернулась в палату рисовать.

Так было и в школе. Я совершенно не знаю химию, например. Но меня никто особо и не трогал. Сидела на последней парте и рисовала стенгазеты. Учителя относились к этому совершенно спокойно — опять же все знали, что Лебедева пойдет в художественное училище. При этом у меня были друзья, правда, больше по художественной школе, в которой я училась параллельно с обычной.

У меня до сих пор нет этой внутренней фиксации — мол, я —художник! Совершенно спокойно отношусь к критике и правкам (спасибо дизайну!). С картинами не на заказ вообще не заморачиваюсь чужими мнениями и суждениями, сделала то, что сама считала нужным. А дальше вещь живет уже своей жизнью.

Известны некоторые адреса, где живут ваши «вещи»? Хоть примерная география?

Некоторые только. Недавно оформляла документы на вывоз через таможню картины в Польшу. В Австрии у коллекционеров работ десять, около того же — в Москве.

У вас явно есть предпочтения в колористике. 50 оттенков серого — про вас?

Про меня. Все сходится. На самом деле имеется гигантская коробка с красками в мастерской. Но тут какая штука: для меня «отсутствие» цвета — более внятный вариант, цвет не отвлекает от содержания. Ведь цвет сам по себе очень живой, наполненный, порой самодостаточный. И в картине (для меня, конечно) он может оказаться перенасыщающим фактором. Как я сама себе определила, я делаю плакатную живопись. Не в аспекте стилистики, а в плане восприятия.

Из разных ипостасей: график, дизайнер, иллюстратор — какая-то одна преобладает?

Не разделяю их в себе. Поймала себя на том, что сижу дома и с удовольствием рисую гелевыми ручками, или леплю из пластилина, а мне за это еще и деньги платят! Нет нужды подскакивать в шесть утра и бежать на работу до вечера. Могу встать, когда хочу, спокойно выпить кофе. И садиться работать. Если же не работается, то без угрызений совести погуляю и вернусь к своему делу. Это такое счастье...

Правда, меня иногда учат, «что ты сейчас в моде, востребована, значит, нужно себя позиционировать». Зачем? Для меня такая суета — абсурд.

Гармонично живете...

(смеется) Да! Но есть, безусловно, оборотная сторона — нестабильный заработок. Никакого аванса по пятнадцатым числам, а за квартиру платить надо аккуратно. Но я привыкла так жить, как-то рассчитывать свои силы. Много лет уже не работаю в офисе и, видимо, не способна вернуться туда. Хотя, и не исключаю такого варианта.

Уже не один год не смотрю и не читаю новости. Изолировала себя от них. Все это — какой-то невероятный треш, на который я никак не могу повлиять. А он на меня — может. В общем, создала свой мир единорогов и уютно в нем живу.

Ваша краеведческая раскраска поражает детализацией. Каждая крошечная рыбка выписана лучше некуда. Как вам это удается?

В какой-то момент просто погружаюсь в этот мир и вижу все многомерно, объемно. Эскизов не делаю. Вот разгляжу внутри себя, как для раскраски, каждую рыбку и олененка, тогда начинаю рисовать.

Мне не близко высказывание уважаемого мною Пикассо, что вдохновение приходит в процессе работы. У меня иначе — нужен накопительный эффект образа.

Никогда не думали попробовать себя в мультипликации? Ведь те же раскраски — чуть-чуть не ожившие мультики...

Вообще люблю авантюрные проекты. Однажды в нулевые пригласили делать сайты. Пыталась что-то анимировать. Но у меня на это скрупулезное дело не хватает усидчивости. О мультипликации не мечтаю, но допускаю, что в интересный проект могу и ввязаться.

Вы из творческой семьи?

Совершенно, нет. Папа работает в нефтегазовом секторе, вахтовик. Мама заканчивала технический факультет в архитектурно-строительной академии. И тут — я. Но мне повезло! Папа философски относился к моим «успехам» в общеобразовательной школе и радовался занятиям в художке. У них дома немножко мой музей (хохочет) — родители многое хранят из моих работ. Все, конечно, сберечь физически невозможно, тем более, что у меня есть два младших брата, им тоже нужно свое пространство.

Если бы не мастерская (очень благодарна Александру Новику!), не представляю, куда бы я впихнула свои пожитки — все подрамники, краски-кисти, инструменты и картины... У мамы есть любимые работы. У нее очень хороший вкус, она может погрузиться в работу и понять, что я хотела ею сказать.

Открытки, которые вы нарисовали ко Дню рождения города, отражают ваше отношение к нему?

Пожалуй. Как и раскраску, рисовала открытки по заказу и по заранее выбранным локациям. Мне было очень интересно выполнить эту работу. Намеренно рисовала городские места несколько мультяшными, ни в коем случае не в стиле «а-ля Питер». У нас все же иной город, он не такой монументальный, а значит, подход нужен особенный. Эти открытки ассоциативны, а не фотографичны, в них нет четкого посыла «справа башня, слева — ров». Мне кажется, что удалось сохранить тонкую грань между реализмом и зодчеством.

Для меня долгие годы Шишкин был символом китча и мещанства с его ужасными мишками везде — на коврах, на конфетах. Но! До той поры, пока на втором курсе я не поехала в гости к тетке в Питер. Каждый день пропадала в Эрмитаже, увидела «живого» Шишкина и поняла, как глубоко была не права. Нарисовать сосну посреди поля — это мистика и космос. В реальности такого быть не может. Но здесь это невероятно и убедительно. К чему это я? Неважно, что ты делаешь — дизайн, открытки, или книжку иллюстрируешь — главное, чтобы это приняли. Как сосну в чистом поле...

    Марина Лебедева, Член Союза художников России с 2006 года.
    Изучала Graphic design в Уральском государственном архитектурно-строительном университете.
    Участник более 50 городских, региональных, всероссийских, международных выставок. Картины хранятся в частных коллекциях Тюмени, Питера, Москвы, галерее в Биркфельде (Австрия).
    Живет в Тюмени.





Текст: Людмила Караваева. Фото из архива Марины Лебедевой.

Интересное в рубрике:
Морсы «Ями-Ями» можно попробовать только в Тюмени. При сроке годности в трое суток натурпродукт, сваренный компанией...
Человека, который идеально знает два языка, называют билингвой. Если применить это определение к художнику, сочетающему сразу...
Поисковик с более чем 20-летним стажем, один из основателей поискового движения в Тюменской области, он считае...
Топ-менеджер крупной компании, но в публичном пространстве больше известна как интересный фотограф с собственным вз...
Кто-то рождается «с серебряной ложкой во рту», кто-то «с лыжами в руках». Но вели...
Диссертацию он написал по творчеству Сергея Есенина, но защиту отложил на неопределенное время. К новым з...
В 60-е годы, когда началось освоение месторождений Западной Сибири, один сургутский журналист посвятил целую полосу газеты св...