С детства мечтал о морском деле, но судьба распорядилась иначе: 33 года своей жизни он посвятил педагогической деятельности.

Он родился в июле 1944 года. С детства мечтал о морском деле, но судьба распорядилась иначе: 33 года своей жизни он посвятил педагогической деятельности в Аромашевском СПТУ№ 9. Заслужил звание «Отличник народного образования».

Илья был одним из младших ребятишек в большой семье Петра Григорьевича и Устиньи Петровны, которые воспитывали девятерых детей. Но в трехлетнем возрасте остался без матери: сначала рос под присмотром сестер, потом в семье появилась мачеха. Увы, отношения с новой женой отца у мальчика не сложились, и он стал искать предлог, чтобы оставить дом и стать самостоятельным.

В 1959 году, еще не окончив среднюю школу, юноша поехал в Тобольск. Там поступил в мореходное училище, но учиться ему не разрешили: молод был еще. Возвращаться домой Илья не стал: поступил в строительное училище. Овладел профессией каменщика-монтажника, параллельно окончил вечернюю среднюю школу.

После получения диплома в 1961 году отправился на работу в Сургут - на строительство рыбоконсервного завода. Через два года ушел в армию: службу проходил в танковых войсках в Польше.

Демобилизовавшись более чем через три года, старшина запаса Илья Лёзин прибыл в Тобольск и приступил к прежней работе. Вскоре проявилась полученная во время службы болезнь, и бывший солдат пошёл по больницам, дело дошло до операции. Профессию строителя пришлось оставить.

В 1968 году Илья приехал в Аромашево и поступил в СПТУ № 9, которое окончил с отличием. В те годы училищу требовались мастера и педагоги. Поэтому директор В.А. Штыков предложил выпускнику продолжить обучение. Илья Петрович поступил на очное отделение Энгельского индустриально-педагогического техникума, что в Саратовской области. Через три года дипломированный преподаватель – мастер производственного обучения вернулся в Аромашево и стал работать в родном училище.

- В те годы училище готовило мелиораторов по специальностям: экскаваторщик, грейдерист, бульдозерист. На обучение набиралось по 15-18 групп из всех уголков нашей необъятной страны, Украины, Белоруссии, Сахалина. Подобных нашему училищу тогда в стране было всего четыре учебных заведения.

В год обучалось до 500 человек, занятия проходили в 3 смены. Но основной контингент студентов поставлял север Тюменской области. В те годы там осваивались нефтегазовые кладовые и требовались специалисты высокого класса. Областное ПТО финансировало новое строительство, щедро выделяло технику: одно и многоковшовые экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, болотоходные тракторы… Для стоянки техники в 70-е годы просто не хватало территории.

В училище учились не только вчерашние школьники, на курсы к нам приезжали и взрослые специалисты: они уже работали, просто у них прав не было. Полтора месяца они слушали теорию, полтора – проходили практику, потом они сдавали экзамен и получали права. Многие были намного старше меня. Я преподавал теорию, на экскаваторе немного и практику вел. Рассказывал ребятам об устройстве машин, знакомил с их схемами… Раньше ведь экскаваторы работали на лебедках, это сейчас гидравлика, а тогда тросы, в основном.

Практически все наши выпускники находили работу, их профессии были востребованы в нашем регионе. Некоторые из них до сих пор время от времени заезжают в гости в родное училище.

Позже мелиоративный профиль училища поменялся на сельскохозяйственный, появились новые машины: комбайны, сеялки, веялки, плуги. Более того, мы стали учить автомобильному делу, слушатели этого направления по окончании получали водительские права. Видимо, поэтому это направление обучение стало наиболее популярным. Вообще мы много времени уделяли лабораторно-практическим занятиям: все, что проходили в теории, во второй половине дня закрепляли на практике. Поэтому наши ребята шли на производство вполне подготовленными. Иной раз коробку МТЗ опытные механизаторы собрать не могли, а наши выпускники быстро справлялись с этим делом…

К сожалению, сегодня дети не слишком-то хотят работать механизаторами, хотя в нашем районе наблюдается нехватка этих кадров. Я слышал, что теперь вроде бы решается вопрос о закрытии нашего училища. Конечно, мне обидно, но больше всего – за ребят. У нас в Аромашево немало малоимущих семей: одно дело, когда дети учатся в районе, другое – когда их надо куда-то отправлять, не у всех для этого есть средства...

Сегодня Илья Петрович - на заслуженном отдыхе. Но по-прежнему интересуется, чем живет и дышит родное училище, переживает вместе с коллективом те или иные перемены. Ветеран труда, он часто вспоминает своих коллег, учеников, которых учил и у которых учился сам. Его питомцы с успехом осваивают новую технику, трудятся в разных уголках страны.

Записала Валерия Кабакова.