Меняется время, поколения, политический строй, но неизменной остается вера в свою «Свечу»

Доподлинно неизвестно, была эта икона привезена первыми переселенцами из Могилевской губернии в Викуловский район, или обретена уже здесь, в Сибири. Важно другое — из века XIX до нашего XXI каждый год в деревне Осиновка совершается удивительный обряд — перенос иконы «Воскресение Христово». Этот обряд местные жители называют «Свечой», равно, как и саму икону.

По существующей традиции, на Рождество икону переносят из одной избы в другую, где она будет находиться в течение года. Конечно, для хранения иконы выбор падает на дом наиболее уважаемых жителей деревни. При этом каждая семья, входящая в общину, стремится быть достойной, чтобы принять в своем доме святыню. Ритуал «Свечи», дошедший до нас, ограничивает круг тех, чей дом может принять священный огонь. Так, «Свечу» не отдавали пьяницам и убийцам.

Утром седьмого января все участники обряда собираются около дома, в котором икона простояла прошлый год. Каждый человек поклоняется иконе и зажигает возле нее свечу. Около нее принято класть посильные денежные пожертвования, которые остаются у хозяев дома. По воспоминаниям старожилов, обряд чаще всего проходил без священника, так как в деревне никогда не было своей церкви, молитвы читали сами местные жители. В последнее время в дом, из которого будет происходить перенос иконы, приглашается священник из соседнего поселка. Он проводит службу и читает проповедь. Как правило, дом, в котором хранится «Свеча», не в состоянии вместить всех желающих, и на поклонение ей выстраивается очередь. Дорога же, по которой проходит перенос иконы заранее устилается соломой.

Жители Осиновки и приехавшие гости встают на колени на устланном соломой пути, выстроившись в ряд. Икона проносится над ними. Обычай присесть под переносимой иконой считается у местных жителей своеобразным благословением на будущий год. Нередко под «Свечу» садятся приехавшие из других мест больные, так как в деревне сохранились рассказы о ее чудотворных свойствах. Принеся икону в новый дом, ее всегда ставят на почетное место — в красный угол избы. По обычаю, двери дома, принявшего икону всегда должны быть открыты для гостей, пришедших ей поклониться. Хозяева нового дома накрывают для гостей рождественский стол, за которым нередко поются песни. Вся атрибутика «Свечи» считается чудодейственной. Даже солому, которой устилают дорогу для переноса иконы многие люди уносят домой и сохраняют, считая, что она обладает целебными свойствами.

Говорят, традиция переноса «Свечи» никогда не прерывалась даже несмотря на нередкие преследования этого обряда в советское время. По преданию лишь в годы Великой Отечественной войны, опасаясь изъятия иконы, жительница Осиновки Мария Прокопцова хранила ее в своем амбаре, откуда выставляла ее с Рождества на две недели для поклонения, а также приносила в дом, чтобы помолиться вместе с односельчанами за ушедших на фронт соседей и родных.

В 2002 году один из рассказов о преследованиях обряда «Свеча» в советское время был записан Г.А. Крамором. Проживающие в Осиновке супруги Петр Иванович и Серафима Михайловна Шарайкины, поведали ему следующую историю. «В 1970 году Петр Иванович, будучи коммунистом, работал бригадиром; и тут подошла очередь принимать икону в свой дом. Когда в сельсовете узнали об этом, вызвали Шарайкина в милицию и предписали икону принести в сельсовет. Жена решительно воспротивилась. И после семейного совета Петр Иванович объявил: пусть лучше меня выгонят из партии, снимут с должности, отправят в тюрьму, чем потом будут всю жизнь указывать — вот, это тот самый, который икону не принял. Ермаковское начальство тут же позвонило в Викулово, секретарю райкома партии Вячеславу Матвеевичу Хлынову. Тот рассудил по-своему: „Икону не отнимать, не рубить, не вами этот обычай заведен, не вам его и отменять, пусть носят“. После этого оставили „Свечу“ и Шарайкиных в покое» 1

Меняется время, поколения, политический строй, но неизменной остается вера в свою «Свечу».